Сначала история и теория. (C.Акимова, В.Акимова, О.Ткаченко)
В середине 50-х годов прошлого столетия в медицине появилось особое направление — анималотерапия (от англ. "animal" — "животное") (зоотерапия). Родоначальник анималотерапии — нью-йоркский врач-психолог Борис Левинсон, практиковавший в середине прошлого века. Как это иногда бывает, все началось случайно: как-то к врачу, у которого жила дворняга Джинглс, пришла дама с сыном, страдающим серьезным психическим расстройством. К удивлению врача и матери замкнутый, мрачный ребенок совсем не испугался пса и сразу начал его гладить и обнимать. Левинсон дал мальчику наиграться с Джинглсом и решил продолжить их общение — в результате ребенок очень быстро поправился. Позже Левинсон продолжил свои эксперименты с участием разных животных, и его пациентами стали не только дети, но и взрослые. Общение с животными стало применяться не только для снятия нервного напряжения, но и для исцеления людей с весьма серьезными диагнозами. Но подход Левинсона нельзя назвать бесспорным новаторством: еще в XVIII веке при английской психиатрической больнице «Йорк Ретрит» содержался целый «штат» собак, кошек, кроликов и птиц. Главврач клиники считал, что пациенты, заботясь о своих братьях меньших, получают заряд положительных эмоций.
Есть различные виды анималотерапии- рейтертерапия, дельфинотерапия, в России есть свое ноу-хау — тюленетерапия. Из всех видов анималотерапии в Латвии доступны пока рейтертерапия и сравнительно недавно общества "Учебный центр служебного и спортивного собаководства Inter sport Canis" и „Саулес сунс” стали развивать направление канистерапии («канис» по латыни «собака»).
В большинстве стран Европы, в Америке и России все виды анималотерапии широко распространены. Собаки-терапевты являются штатной единицей во многих пансионатах , больницах и реабилитационных центрах . Многочисленные иследования подтвердили благотворное влияние специально обученных собак; регулярно проводятся семинары и научные симпозиумы на эту тему. Занятия со специально обученными собаками помогают при таких весьма серьезных диагнозах, как аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), сердечно-сосудистые заболевания, депрессия и многие другие. Огромный плюс этого метода в том, что у него практически нет нежелательных побочных эффектов, а единственное противопоказание к канистерапии- это аллергия на собаку. И что немаловажно, эффект от занятий не пропадает и тогда, когда животное уводят.
Каким образом проходят занятия и как возникает полезный эффект канистерапии? Ребенку, например, предлагают свободно общаться с собакой — кормить ее, вычесывать, выгуливать. Уход за собакой и игры с ней способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Ребенок начинает больше двигаться. Правильная и чёткая подача команд стимулирует развитие речи. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, способностях строить отношения, общаться. Дети , имеющие травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутые в себе, проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Канистерапия может помочь в развитии у них: 1) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект; 2) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки; 4) эмпатии. У детей с ДЦП уменьшается спастика, улучшается и возобновляется координация, становятся более сбалансированными процессы возбуждения и торможения ЦНС, образуются новые условные рефлексы. Кроме того, животные помогают справиться с высоким уровнем тревоги, постоянным беспокойством. Общение с собакой даёт защиту от неврозов и других последствий стрессов. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор- ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется- ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.
Занятия проводятся специалистом-кинологом со специально обученной собакой. Программа занятий составляется и корректируется с участием эрготерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с особыми детьми собака и хозяин проходят специальное обучение, затем тестирование. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.
Ну а дальше могу рассказать об уже сделанном в этом направлении.
! Все собаки и дрессировщики подготовлены инструкторами Учебного центра служебного и спортивного собаководства на дрес. площадке "Кенгарагс".
16 мая 2007 года при финансовой поддержке ISC стартовал проект по канистерапии в центре "Дардедзе" (кризисный центр для детей, пострадавших от насилия). Сначала было показано небольшое цирковое представление, а затем действие плавно переместилось на улицу, где и дети смогли принять участие в цирковых номерах с собаками. А потом началось самое главное и ответственное- собаки сменили своё амплуа и стали терапевтами. Причём ни собаки, ни дети от этом не знали. Но стоило посмотреть на лица работников центра и услышать их комментарии, чтобы понять, что инициатива удалась на 100%: некоторых из ребят они никогда не видели такими раскрепощёнными; дети, не идущие на контакт, настойчиво просились во все номера, где требовалась помощь зрителей... Общение с собаками затянулось- дети никак не хотели расставаться со своими новыми друзьми. В конце ребята дали пить собакам, помогли им усесться в автобус и стали засыпать нас вопросами, когда же мы приедем ещё. Руководству центра мероприятие понравилось.
Терапевтический эффект от общения с собаками (помимо массы положительных эмоций ): дети, совершенно не идущие на контакт ни с кем или с проблемами в общении с огромным удовольствием и желанием участвовали в номерах, где требовалась помощь зрителей, играли с собаками индивидуально и командно (т.е. общались между собой, с нами, с работниками Центра) и т.д.
Очень порадовала реакция воспитателей, которые в удивлении от такого быстрого и яркого эффекта стали нам рассказывать про детей и делиться радостью.
Участвовали: инициатор и организатор выступления Светлана Акимова и её помощник вельштерьер Иво, Светлана Креслина и шелти Флай, Екатерина Акимова и цверг Дали, Елена Филонова и нем. овчарка Прада, Владислава Акимова и бордер колли Эрго.
1 июня и 21 декабря наша состоялись выступления-занятия в реабилитационном центре для детей, больных детским церебральным параличём (ДЦП) "Mēs esam līdzās".
Отчёт о первом выступлении не сохранился, а о втором пожалуйста!
Это выступление решили организовать не столько как цирковое, сколько как занятия канистерапией- чтоб познакомить и детей, и их родителей с этим видом терапии для особых детишек. Приготовили и ознакомительный материал на русском и латышском языке. Но без цирковой всё же не обойтись- сначала зрителей надо заинтересовать происходящим А дальше всё расскажут фото!
Это зрители готовятся к просмотру выступления:
Немного цирка:
А потом дети стали помогать нам готовить Новогодний огонёк. Они были уверенны, что представление продолжается, но на самом деле началась работа собак-терапевтов:
-приведение собак в порядок перед праздником, а на самом деле развитие мелкой моторики:
-вождение собак по заданному маршруту- развитие координации, уверенности в себе и многого другого:
бордер колли Эрго
вельштерьер Иво
цвергшнауцер Дали
шелти Винди
немецкая овчарка Прада
Игры с детьми на развитие моторики, ловкости- дети кидают собакам мяч:
Наши юные помощники:
И их четвероногие друзья:
Ну а в заключение костюмированный бал, свободное общение с собаками и игры, кормление любимцев:
Терапевтический эффект (конечно очень вкратце!): у детей с ДЦП уменьшалась спастика - при кормлении и глажении собак они должны были распрямлять ладонь и расслаблялись мышцы кисти.
Передача Latvijas Radio-1 о животных-врачах. По ссылке надо выбрать 13:35 „Kustoņu pasaule”. Aut. Z. Lāce (20’). Atkārtojums 04:30. - http://www.latvijasradio.lv/program/2008-03/20080316_1.htm
29 октября 2008 года команда "Учебного центра служебного и спортивного собаководства" выступала с показательными выступлениями в Детской клинической больнице на Виенибас гатве. Очень радует, что это мероприятие состоялось по инициативе работников больницы. Даже затрудняюсь предположить, сколько препонов начальства пришлось преодолеть социальному педагогу Зал был полон детей и родителей (малыши лежат в больнице в кем-то из родителей), и даже медперсонал присутствовал на выступлении.
Сначала традиционно театрализованное представление, в этот раз на тему "Один день из жизни собак". Собаки показали и рассказали, чем они обычно занимаются. Помимо традиционных занятий для собак (ОКД), наши собаки ходят в магазин, готовят завтрак, накрывают на стол, убирают квартиру и т.д. В заключение игры с детьми и свободное общение с собаками
В мероприятии участвовали:
Светлана Акимова и вельштерьер Иво-
Елена Филонова и немецкая овчарка Прада-
Влада Акимова и бордер колли Эрго-
Александра Кобылецка и шелти Бони-
Екатерина Акимова и дебютант шелти Сэйко. Для 9-тимесячного щенка это первое публичное выступление и испытание он выдержал с честью. Хозяйке собаки кстати 14 лет, с собакой занимается сама, конечно под руководством инструкторов Учебного центра
Вот оно, самое сложное...
Инициатор мероприятия- социальный педагог Детской клинической больницы:
Я представляю, сколько нервов ей стоила её же инициатива: до сих пор попасть в больницы нам просто не удавалось - сразу слышали категорический отказ и никакие ссылки на всемирную практику и т.д. не помогали
За фото и извоз спасибо Алексею Бодрицкому!
А это отзыв на сайте ЛКФ о мероприятии в Детской клинической больнице:
Quote ("ezhuks")
Biju shodien Beernu slimniicas biblioteekaa - man puika shobriid slimniicaa un biblioteekaa straadaa vinja beernu daarza drauga mamma. Tad nu ienaacaas man svaigas zinjas, ka nedeelju atpakalj slimniica tomeer izdevies noorganizeet paraugdemonstreejumus. Uzzinaaju cik garsh un gruuts bijis celjsh, lai ljautu sunjiem buut slimniicas telpaas. Tomeer cilveeki ir bezgala prieciigi par notikusho, esot dikti paticis un viss bijis forshi! Bibliotekaare ir staraa! Vinja ir tik prieciiga, ka vareetu padomaat - pasaakums tikai vakar noticies un ir gluzhi svaigas emocijas! Un vinjai jau briest plaani uz pavasari
Milziigs paldies visai komandai par sho labo darbu! Zheel, ka es nezinaaju par sho pasakumu - butu aizbraukusi apskatiities.
Paldies jums!
Почитать про канистерапию можно в ноябрьском номере журнала AsteS
Ну и наверное пока последний отчёт- 15/16.11. во время проведения международной выставки „Zooekspo’2008” ЛКФ организовала семинар по канистерапии. Польские коллеги рассказывали о том, что такое канистерапия, познакомили с кодексом этики кинотерапевта (так в Польше специалист, работающий с собакй-терапевтом называется), познакомили нас с тем, как эта деятельность организована в Польше. И конечно показывали работу собак! Ну а мы воспользовались возможностью неформального общения и говорили в поляками два дня с небольшими перерывами.
Мой же малюсенький отчёт:
"Из самого существенного- они много работают со специалистами- психолог, массажист, логопед и т.д., а собака выступает в качестве мотивационного объекта (сделай это для собачки), а мы как дрессировщики часто ломали голову- чему и как научить собаку чтоб ребёнок вместе с ней это делал. И учили. Поэтому они и обалдели от наших разнообразных умений- фантазия-то нешуточная требовалась, и приколов наши собаки много знают. Поляки это отметили- чем больше умеет собака всяких трюков-приколов делать, тем легче с ней работать с детьми.
Придётся заснять наши обучающе-развлекательные программы для них на видео - вакансия видеооператора свободна Бордер уже обалдил их умением читать книгу, считать и знанием цифр. А когда мы им рассказывали, что наши собаки ещё и читать умеют, и не только читают, но и команды выполняют прочитанные, и учат детей правильно дорогу переходить показывая цвета светофора, и т.д., они совсем обалдели- понимают, что приколы какие-то есть, но в чём заключаются они явно не понимают
Наобщались с ними неофициально, вне семинара, до хрипоты- кто больше охрип неизвестно- мы спрашивая или они рассказывая. Главное узнали когда у них лагерь по канистерапии со сдачей экзаменов для собак и получили приглашение туда приехать."