[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ole, Gebrikuzja  
КАНИС - ТЕРАПИЯ
ДмитрийДата: Пятница, 28.08.2009, 18:10 | Сообщение # 1
ветеран
Группа: Совсем свой
Сообщений: 347
Статус: Offline
Сначала история и теория.

(C.Акимова, В.Акимова, О.Ткаченко)
В середине 50-х годов прошлого столетия в медицине появилось особое направление — анималотерапия (от англ. "animal" — "животное") (зоотерапия). Родоначальник анималотерапии — нью-йоркский врач-психолог Борис Левинсон, практиковавший в середине прошлого века. Как это иногда бывает, все началось случайно: как-то к врачу, у которого жила дворняга Джинглс, пришла дама с сыном, страдающим серьезным психическим расстройством. К удивлению врача и матери замкнутый, мрачный ребенок совсем не испугался пса и сразу начал его гладить и обнимать. Левинсон дал мальчику наиграться с Джинглсом и решил продолжить их общение — в результате ребенок очень быстро поправился. Позже Левинсон продолжил свои эксперименты с участием разных животных, и его пациентами стали не только дети, но и взрослые. Общение с животными стало применяться не только для снятия нервного напряжения, но и для исцеления людей с весьма серьезными диагнозами. Но подход Левинсона нельзя назвать бесспорным новаторством: еще в XVIII веке при английской психиатрической больнице «Йорк Ретрит» содержался целый «штат» собак, кошек, кроликов и птиц. Главврач клиники считал, что пациенты, заботясь о своих братьях меньших, получают заряд положительных эмоций.

Есть различные виды анималотерапии- рейтертерапия, дельфинотерапия, в России есть свое ноу-хау — тюленетерапия. Из всех видов анималотерапии в Латвии доступны пока рейтертерапия и сравнительно недавно общества "Учебный центр служебного и спортивного собаководства Inter sport Canis" и „Саулес сунс” стали развивать направление канистерапии («канис» по латыни «собака»).

В большинстве стран Европы, в Америке и России все виды анималотерапии широко распространены. Собаки-терапевты являются штатной единицей во многих пансионатах , больницах и реабилитационных центрах . Многочисленные иследования подтвердили благотворное влияние специально обученных собак; регулярно проводятся семинары и научные симпозиумы на эту тему. Занятия со специально обученными собаками помогают при таких весьма серьезных диагнозах, как аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), сердечно-сосудистые заболевания, депрессия и многие другие. Огромный плюс этого метода в том, что у него практически нет нежелательных побочных эффектов, а единственное противопоказание к канистерапии- это аллергия на собаку. И что немаловажно, эффект от занятий не пропадает и тогда, когда животное уводят.

Каким образом проходят занятия и как возникает полезный эффект канистерапии? Ребенку, например, предлагают свободно общаться с собакой — кормить ее, вычесывать, выгуливать. Уход за собакой и игры с ней способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Ребенок начинает больше двигаться. Правильная и чёткая подача команд стимулирует развитие речи. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, способностях строить отношения, общаться. Дети , имеющие травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутые в себе, проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Канистерапия может помочь в развитии у них: 1) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект; 2) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки; 4) эмпатии. У детей с ДЦП уменьшается спастика, улучшается и возобновляется координация, становятся более сбалансированными процессы возбуждения и торможения ЦНС, образуются новые условные рефлексы. Кроме того, животные помогают справиться с высоким уровнем тревоги, постоянным беспокойством. Общение с собакой даёт защиту от неврозов и других последствий стрессов. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор- ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется- ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.

Занятия проводятся специалистом-кинологом со специально обученной собакой. Программа занятий составляется и корректируется с участием эрготерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с особыми детьми собака и хозяин проходят специальное обучение, затем тестирование. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.

Ну а дальше могу рассказать об уже сделанном в этом направлении.
! Все собаки и дрессировщики подготовлены инструкторами Учебного центра служебного и спортивного собаководства на дрес. площадке "Кенгарагс".

16 мая 2007 года при финансовой поддержке ISC стартовал проект по канистерапии в центре "Дардедзе" (кризисный центр для детей, пострадавших от насилия). Сначала было показано небольшое цирковое представление, а затем действие плавно переместилось на улицу, где и дети смогли принять участие в цирковых номерах с собаками. А потом началось самое главное и ответственное- собаки сменили своё амплуа и стали терапевтами. Причём ни собаки, ни дети от этом не знали. Но стоило посмотреть на лица работников центра и услышать их комментарии, чтобы понять, что инициатива удалась на 100%: некоторых из ребят они никогда не видели такими раскрепощёнными; дети, не идущие на контакт, настойчиво просились во все номера, где требовалась помощь зрителей... Общение с собаками затянулось- дети никак не хотели расставаться со своими новыми друзьми. В конце ребята дали пить собакам, помогли им усесться в автобус и стали засыпать нас вопросами, когда же мы приедем ещё. Руководству центра мероприятие понравилось.

Терапевтический эффект от общения с собаками (помимо массы положительных эмоций ): дети, совершенно не идущие на контакт ни с кем или с проблемами в общении с огромным удовольствием и желанием участвовали в номерах, где требовалась помощь зрителей, играли с собаками индивидуально и командно (т.е. общались между собой, с нами, с работниками Центра) и т.д.
Очень порадовала реакция воспитателей, которые в удивлении от такого быстрого и яркого эффекта стали нам рассказывать про детей и делиться радостью.

Участвовали: инициатор и организатор выступления Светлана Акимова и её помощник вельштерьер Иво, Светлана Креслина и шелти Флай, Екатерина Акимова и цверг Дали, Елена Филонова и нем. овчарка Прада, Владислава Акимова и бордер колли Эрго.

1 июня и 21 декабря наша состоялись выступления-занятия в реабилитационном центре для детей, больных детским церебральным параличём (ДЦП) "Mēs esam līdzās".

Отчёт о первом выступлении не сохранился, а о втором пожалуйста!
Это выступление решили организовать не столько как цирковое, сколько как занятия канистерапией- чтоб познакомить и детей, и их родителей с этим видом терапии для особых детишек. Приготовили и ознакомительный материал на русском и латышском языке. Но без цирковой всё же не обойтись- сначала зрителей надо заинтересовать происходящим wink А дальше всё расскажут фото!

Это зрители готовятся к просмотру выступления:

Немного цирка:

А потом дети стали помогать нам готовить Новогодний огонёк. Они были уверенны, что представление продолжается, но на самом деле началась работа собак-терапевтов:

-приведение собак в порядок перед праздником, а на самом деле развитие мелкой моторики:

-вождение собак по заданному маршруту- развитие координации, уверенности в себе и многого другого:
бордер колли Эрго

вельштерьер Иво

цвергшнауцер Дали

шелти Винди

немецкая овчарка Прада

Игры с детьми на развитие моторики, ловкости- дети кидают собакам мяч:

Наши юные помощники:

И их четвероногие друзья:

Ну а в заключение костюмированный бал, свободное общение с собаками и игры, кормление любимцев:

Терапевтический эффект (конечно очень вкратце!): у детей с ДЦП уменьшалась спастика - при кормлении и глажении собак они должны были распрямлять ладонь и расслаблялись мышцы кисти.

Передача Latvijas Radio-1 о животных-врачах. По ссылке надо выбрать 13:35 „Kustoņu pasaule”. Aut. Z. Lāce (20’). Atkārtojums 04:30. - http://www.latvijasradio.lv/program/2008-03/20080316_1.htm

29 октября 2008 года команда "Учебного центра служебного и спортивного собаководства" выступала с показательными выступлениями в Детской клинической больнице на Виенибас гатве. Очень радует, что это мероприятие состоялось по инициативе работников больницы. Даже затрудняюсь предположить, сколько препонов начальства пришлось преодолеть социальному педагогу cool Зал был полон детей и родителей (малыши лежат в больнице в кем-то из родителей), и даже медперсонал присутствовал на выступлении.
Сначала традиционно театрализованное представление, в этот раз на тему "Один день из жизни собак". Собаки показали и рассказали, чем они обычно занимаются. Помимо традиционных занятий для собак (ОКД), наши собаки ходят в магазин, готовят завтрак, накрывают на стол, убирают квартиру и т.д. smile В заключение игры с детьми и свободное общение с собаками wink
В мероприятии участвовали:
Светлана Акимова и вельштерьер Иво-


Елена Филонова и немецкая овчарка Прада-


Влада Акимова и бордер колли Эрго-

Александра Кобылецка и шелти Бони-

Екатерина Акимова и дебютант шелти Сэйко. Для 9-тимесячного щенка это первое публичное выступление и испытание он выдержал с честью. Хозяйке собаки кстати 14 лет, с собакой занимается сама, конечно под руководством инструкторов Учебного центра smile

Вот оно, самое сложное... smile

Инициатор мероприятия- социальный педагог Детской клинической больницы:

Я представляю, сколько нервов ей стоила её же инициатива: до сих пор попасть в больницы нам просто не удавалось - сразу слышали категорический отказ и никакие ссылки на всемирную практику и т.д. не помогали sad

За фото и извоз спасибо Алексею Бодрицкому!

А это отзыв на сайте ЛКФ о мероприятии в Детской клинической больнице:

Quote ("ezhuks")
Biju shodien Beernu slimniicas biblioteekaa - man puika shobriid slimniicaa un biblioteekaa straadaa vinja beernu daarza drauga mamma. Tad nu ienaacaas man svaigas zinjas, ka nedeelju atpakalj slimniica tomeer izdevies noorganizeet paraugdemonstreejumus. Uzzinaaju cik garsh un gruuts bijis celjsh, lai ljautu sunjiem buut slimniicas telpaas. Tomeer cilveeki ir bezgala prieciigi par notikusho, esot dikti paticis un viss bijis forshi! Bibliotekaare ir staraa! Vinja ir tik prieciiga, ka vareetu padomaat - pasaakums tikai vakar noticies un ir gluzhi svaigas emocijas! Un vinjai jau briest plaani uz pavasari wink
Milziigs paldies visai komandai par sho labo darbu! Zheel, ka es nezinaaju par sho pasakumu - butu aizbraukusi apskatiities.
Paldies jums!

Почитать про канистерапию можно в ноябрьском номере журнала AsteS

Ну и наверное пока последний отчёт- 15/16.11. во время проведения международной выставки „Zooekspo’2008” ЛКФ организовала семинар по канистерапии. Польские коллеги рассказывали о том, что такое канистерапия, познакомили с кодексом этики кинотерапевта (так в Польше специалист, работающий с собакй-терапевтом называется), познакомили нас с тем, как эта деятельность организована в Польше. И конечно показывали работу собак! Ну а мы воспользовались возможностью неформального общения и говорили в поляками два дня с небольшими перерывами. biggrin

Quote ("Učene")
Šodien izstādes laikā notika kinoterapijas seminārs, kurā poļu speciālisti stāstīja un rādīja kā izmantot suni bērnu dziedināšanai. Man seminārs ļoti patika un informācija bija interesanta. http://www.kynoterapia.eu/index_eng.html
Rīt plkst. 12.00-13.00 varēs redzēt šī pasākuma praktiskos demonstrējumus izstādes zālē tur, kur šodien uzstājās cirks.





Мой же малюсенький отчёт:
"Из самого существенного- они много работают со специалистами- психолог, массажист, логопед и т.д., а собака выступает в качестве мотивационного объекта (сделай это для собачки), а мы как дрессировщики часто ломали голову- чему и как научить собаку чтоб ребёнок вместе с ней это делал. И учили. Поэтому они и обалдели от наших разнообразных умений- фантазия-то нешуточная требовалась, и приколов наши собаки много знают. Поляки это отметили- чем больше умеет собака всяких трюков-приколов делать, тем легче с ней работать с детьми.
Придётся заснять наши обучающе-развлекательные программы для них на видео - вакансия видеооператора свободна wink Бордер уже обалдил их умением читать книгу, считать и знанием цифр. А когда мы им рассказывали, что наши собаки ещё и читать умеют, и не только читают, но и команды выполняют прочитанные, и учат детей правильно дорогу переходить показывая цвета светофора, и т.д., они совсем обалдели- понимают, что приколы какие-то есть, но в чём заключаются они явно не понимают smile
Наобщались с ними неофициально, вне семинара, до хрипоты- кто больше охрип неизвестно- мы спрашивая или они рассказывая. Главное узнали когда у них лагерь по канистерапии со сдачей экзаменов для собак и получили приглашение туда приехать."



 
ДмитрийДата: Пятница, 28.08.2009, 18:11 | Сообщение # 2
ветеран
Группа: Совсем свой
Сообщений: 347
Статус: Offline
Из лекции поляков 15.11.

Существуют следующие виды активностей:

1)встречи с собаками. Занятия, цель которых создать позитивный контакт между человеком и собакой. Могуть проходить в группе и индивидуально, одноразово и многоразово. Проходят без сценария и не документируются.

2) обучение с собакой. Цель занятий улучшить интеллектуальноы и познавательные способности. Обычно занятия проходят в детских садах и школах, по специальному сценарию. Собака используется как "научное вспомогательное средство", мотивирует детей учиться и, создавая дружественную среду, повышают способности получать знания. Занятия документируются.

3) терапия с собакой. комплекс упражнений, направленный на достижение конкретной, запланированной реабилитационной цели по специальной методике, согласованной с лечащим вречом или реабилитантом. Индивидуальный подход к каждому участнику занятий. Занятия полностью и тщательно документируются. Занятия проводятся индивидуально или в очень маленьких группах.

Показатели к занятиям канистерапией:
- проблемы в психической сфере;
- проблемы в физической сфере;
- проблемы в интеллектуальной сфере;
- проблемы в общественной сфере (проблемы в общении).

Противопоказания к занятиям канистерапией:
- аллергия на собачью шерсть;
- открытые раны;
- болезни кожи;
- инфекционные болезни;
- нааличие паразитов;
- повышенная температура.

На работе затишье, более того- работать нельзя (бывают же такие редкие счастливые моменты!), так что могу с чистой совестью сидеть в нете и писательством заниматься cool happy

Продолжу кратенький обзор лекции поляков 15 ноября.
Какой должна быть собака-терапевт?

Не всякая хорошая семейная собака может быть терапевтом. Собака-терапевт должна быть общественной- конечно социализированной, с общим послушанием на высоком уровне; должна быть послушна у всех (т.е. выполнять команды не только хозяина, но любого человека); собака-терапевт должна быть прогнозируема- всегда, везде и в любых ситуациях; и конечно собак-терапевт должна быть подчиняющейся. От собаки требуется осмысленное послушание, а не механическое бездумное выполнение приказа (вот тут-то и приводили пример, который Грозя выше описала)

Щенок, с которым планируют заниматься канистерапией, с ранних дней должен быть в контакте с людьми, разными и многими- контакты не должны ограничиваться только заводчиком и его семьёй; с ним надо много играть и конечно заниматься. Первые тесты проводятся в возрасте 5-7 недель, а в 6 месяцев собака сдаёт экзамен на собаку-терапевта. Вернее экзамен ещё не на терапевта, а скорее на допуск к обучению, потому что процесс, начинающийся после этого экзамена поляки описали очень просто и ёмко: "Собаку обучают. Обучают. Обучают. И ещё обучают" smile В общем прям по заветам дедушки Ленина всё происходит (и мне это очень нравится! Канистерапия- это не "погладьте мою собаку, ей это так нравится а вам полезно"). Что интересно- поляки, общаясь с нами со Светой и моей собакой после семинара и видя Эргошины умения, сразу спросили каким образом (способом) мы обучаем своих терапевтов. И были очень удовлетворены узнав, что это обучение происходит на позитиве. Они отметили, что собак-терапевтов следует обучать оперантными методами и использовать положительное подкрепление. (выделю- это мнение польских кинотерапевтов)

Озвучу и мнение российских канистерапевтов (лично мне их отношение к послушанию у собак-терапевтов ближе и в Латвии хотелось именно такое отношение закрепить. Что будет сложно учитывая наше массово безграмотное и неуважительное отношение к обучению собак)

"Типутя
Что касается подготовки собаки- это очень хорошая база ОКД. Прямо чтобы от зубов отскакивало. Собака должна быть управляемой с первой команды в любых условиях. А дальше- всё зависит от конкретных диагнозов и от того, какие цели Вы перед собой ставите: просто общение или именно "терапия"- реабилитация или абилитация с помощью собак.
...
...работающая с детьми собака должна уметь подчиняться, даже если она этого не хочет, быстро и безоговорочно, особенно тормозящие команды ( лежать, сидеть, ко мне). Здесь речь идёт о безопасности и мелочей с недоделками быть не должно в принципе.
......
Что касается работы с особыми детьми- у нас требования к собакам на порядок строже. Потому что , работая с ребёнком , который не может ни упасть правильно, ни защититься, мы должны на самом человеке концентрироваться, а не держать подсознании контроль за поведением собаки. Оно идеальным должно быть, поведение это, вообще без проколов в виде желания погонять кошку или подраться. Тут уже не просто о безопасности речь, иногда бывает, что просто неожиданное резкое движение собаки может свести на нет достаточно долгую и кропотливую работу с ребёнком.
.........
Должны быть общие принципы : к детям не должны допускаться больные, агрессивные, необученные и неуправляемые собаки ( в понятие "неуправляемые" я включаю и тех, у кого может "переклинить", например, из- за палочки или мячика, которые могут за кусок внезапно прихватить, фанаты охоты на кошек и т.п). Из этого следует, что тормозящие команды должны быть отработаны идеально и собака , естественно, должна быть послушной."

Какие породы собак могут использоваться в канистерапии.

Польские кинотерапевты считают, что нежелательно (в принципе звучало слово нельзя) использовать:
- собак служебных пород- таких как немецкая и бельгийские овчарки, доберман, ризеншнауцер и т.д.; слишком сильны охранные инстинкты и собака может среагировать на неожиданное резкое движение ребёнка;
- собак бойцовых пород- думаю понятно почему wink
- спортивных собак- беговых и др.
- ездовых собак (кроме самоедов. Olgy wink ) - из-за исторически сложившейся слабой связи с человеком;
Есть ограничение и для пастушьих собак- это в основном касается собак с сильным пастушьим инстинктом (например бордеров рабочего разведения tongue )

Рекомендуется использовать собак-компаньонов, охотничьи породы, пастушьи (типа колли)- т.е. собак, у которых сильная породная взаимосвязь с человеком и нет агрессии (это конечно я очень упрощённо сказала, но надеюсь понятно wink )

Опять мнение российских практикующих канистерапевтов:

"Типутя
... собаки при этом работают специально отобранные, протестированные и обученные, используются породы с достаточно инфантильным поведением, мягкие в общении с людьми, для таких собак "победа" в игре- дело десятое, им важнее сама возможность общаться с человеком.

Кроме того, техника безопасности подразумевает при общении с собакой любого ребёнка, а уж тем более, с ограниченными возможностями, обязательное ПРИСУТСТВИЕ И КОНТРОЛЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА."

Из нашего опыта работы получается, что мы опровергаем мнение поляков- у нас работает и немецкая овчарка, и бордер. Планируем подключать среднеазиата tongue Могу ткнуть падьцем в совершенно контролируемого, прогнозируемого, управляемого и неагрессивного к собакам стаффордширского терьера, который ПСС занимается... В общем моё мнение, что подбор собаки для такой работы должен проходить строго индивидуально. Но конечно глупо подбирать щенка для канистерапии например в помёте немецких овчарок, предки которых занимаются спортивными дрессировками или работают по "кусательной специальности". wink
И конечно любые собаки любых пород тестируются и после соответствующего отбора проходят специальное обучение- я это уже говорила smile

Ну и напоследок ещё мнение Типути, к которому полностью присоединюсь:

"Вообще, если честно, последнее время я лично скорее настороженно отношусь к некоторым энтузиастам канис- терапии: слишком часто ею пытаются заняться люди, довольно слабо представляющие себе задачи канис- терапии как таковой и требования, которые необходимо предъявлять к собакам, работающим с детьми, и к их подготовке. ПРи этом у таких энтузиастов почему- то завышенная оценка как своих знаний, так и возможностей собаки. ПРи этом почему- то учиться самим и учить собак они считают ниже своего достнинства. К огромному сожалению.
Навредить же с плохо обученной собакой можно даже вполне здоровому ребёнку."



 
dresetajsДата: Понедельник, 31.08.2009, 13:22 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Совсем свой
Сообщений: 534
Статус: Offline
13 июня общество "Дижванаги" * (Лиепайский район) организует семинар и занятия по канистерапии для детей с особыми потребностями, в котором будут принимать участие представители "Учебного центра служебного и спортивного собаководства": В. Акимова и бордер колли Эрго, С.Акимова и вельш-терьер Иво, Е.Филонова и немецкая овчарка Прада.
________________________________________________________________________

* Biedrība „Dižvanagi” :
• Veido un realizē bērnu ar īpašām vajadzībām rehabilitācijas un socializācijas programmas Liepājas rajonā;
• Veido atbalsta sistēmu ģimenēm, kurās ir bērni ar īpašām vajadzībām;
• Veicina sabiedrības izpratni un toleranci par dažādām atšķirīgām cilvēku grupām;
• Biedrības „Dižvanagi” apzinātās ģimenes, kurās aug bērni ar īpašām vajadzībām. Tie ir skolas vecuma bērni un jaunieši ar garīgās attīstības un citiem funkciju traucējumiem, kas dzīvo ģimenēs.
___________________________________________________________________________

Всё происходило под открытым небом, поэтому мы зависели от погодных условий. Проснувшись утром и послушав шум дождя, созвонились с организаторами - у них светило солнце, значит мероприятию быть!
Приехав на место увидели очаровательное место и много детей и взрослых, которые нас и главное собак уже ждали. Мы сразу решили, что детям слушать теорию совсем не обязательно, даже наоборот- не нужно, поэтому разделились: Света с Иво и Лена с Прадой занимались с детьми ( и не совсем детьми), а я рассказывала теорию родителям. Детей было много, возраст и диагнозы разные- и с отставанием в развитии, и с гиперактивностью, и с ДЦП, и аутисты, и с синдромом Дауна...
Занятия с детьми:


Кстати, девочка в жёлтой кофточке- аутист. А благодаря собаке она какой-то период времени была в гармонии с окружающим миром и с обществом, а не закрывалась в своём мире biggrin

И лекция для родителей:

Объяснять я люблю образно, по возможности иллюстрируя живыми примерами, поэтому и родителей задействовала чтобы пояснить как собственно работает канистерапия, и наглядно показала каким образом собака может быть примером для подражания/учителем или выступать в роли мотивационного объекта. Видимо получилось очень наглядно т.к. вдруг прибежала девочка (с синдромом Дауна) и стала помогать мне и Эрго в лекции, за что моя собака была ей очень признательна wink

Лекция получилась более чем наглядная smile После чего Эрго наконец смог присоединиться к друзьям и приступить к выполнению своих прямых обязанностей- он давно изнывал от жажды деятельности wink

Занятия с детьми продолжились с перерывом на обед и интервьюирование нас местным телевидением. А после обеда дети стали спрашивать, когда же собственно собаки выступать будут (они и не поняли, что всё уже давно происходило wink ) - пришлось быстренько организовать небольшое показательное выступление, в котором и дети были задействованы:

После выступления дети свободно общались с собаками, а вскоре и родители к ним присоединились wink Так что в ходе этой поездки мы задействовали все виды деятельности канистерапии- и встречи с собаками (образование положительного контакта с собакой, свободное общение), и обучение с собаками (занятия, направленные на повышение интеллектуальных и познавательских возможностей ребёнка), и даже терапию с собаками (комплекс упражнений, направленный на достижение определённой, запланированной реабилитационной цели).

Четвероногие терапевты после мероприятия.
Эрго:
Прада:
Иво:

Ну а это всё (в смысле фотографирования), что что мы сами были способны- как всегда не хватало рук ещё и на фотоаппарат wink
Создание причёски для и на Ивочке- развитие мелкой моторики:

Кормление Прады с ложечки- работа на координацией и развитием моторики:

Родителей просветили, дети были счастливы, собаки на обратном пути дрыхли без задних лап. Очень хочется надеяться, что получится организовать там регулярные занятия, но как всегда всё упирается в деньги...

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: