Послушание должно включать 3 фазы:
1) фаза изучения; 2) фаза коррекции; 3) фаза отвлечения. На первом этапе (в фазе изучения) собака учится понимать значение команд. Помните, что заниматься с маленьким щенком нужно в игровой форме, поощряя правильное выполнение им различных упражнений лакомством или игрушкой. Это означает, что на этом этапе обучения приоритетным является метод мотивации.
На втором этапе, в фазе коррекции, мы вводим корректирующие команды. Если собака не всегда выполняет команды (знакомые ей уже из фазы изучения), вводятся новые, посредством которых собака должна понять, что она сделала не так, неправильно. То есть сейчас уже приоритетным становится не столько метод мотивации, а уже метод коррекции. Но при этом нужно обязательно учитывать и моменты, когда собака не выполнила вашу команду, т.к. не поняла ее.
И на последнем этапе, в фазе отвлечения, мы учим собаку выпол-нять команды в любых ситуациях. Сначала команды отрабатываются практически до автоматизма в знакомой обстановке (например дома). Потом постепенно увеличивается уровень отвлекающих факторов (на улице, в присутствии людей и других собак). Цель этой фазы – добиться полного послушания собаки независимо от обстановки, в которую она попадает.
Еще хотелось бы сказать вот о чем. Я считаю просто методически неправильным использовать различные формы физических воз-действий на собаку (к примеру, использование строгих и электроошейников) в фазе изучения. Иначе Вы никогда не добьетесь полного взаимопонимания с Вашей собакой, у Вас не установится с ней хороший контакт. Когда собаки, воспитанные в таких жестких условиях (я бы даже сказал жестоких условиях) сталкиваются с высоким уровнем отвлечения, они просто начинают игнорировать Вас и Ваши команды. А этого допускать нельзя!
Люди, которые занимаются воспитанием щенка только в младшем возрасте (примерно до полугода), упускают фазы коррекции и отвлечения. Это приводит к тому, что настает момент, когда собака не понимает, что от нее требуется, а хозяин уже не знает как ее этому обучить. Но при этом хочу обратить Ваше внимание и на то, что фаза коррекции должна начинаться только с 6-8 месяцев, когда у собаки уже нет щенячьей игривости. В щенячьем возрасте (до 6 месяцев) я считаю нужно акцентировать и уделять больше внимания общим командам, главной из которых должна быть команда «Ко мне!». Эту команду щенок должен усвоить одной из первых.
Если же щенок не приносит игрушку, когда Вы его об этом просите, отвлекается, заигрывается с ней, не применяйте «жестких» мер. Подождите до 6-8 месяцев и только тогда уже начинайте настойчиво требовать выполнения своих команд. А до этого времени играйте со своим щенком, при этом одновременно обучая и воспитывая его. Но только в игровой форме!
Когда собака отказывается подчиняться? Только тогда, когда она начинает чувствовать себя выше хозяина.
Собаки – чрезвычайно наблюдательны. Они очень быстро замечают, что Вы или члены Вашей семьи не постоянны в своих командах (надеюсь, это относится не ко всем владельцам). Они понимают, что могут проигнорировать ваши команды или выполнять их выборочно, по своему желанию. Если это «прошло» один раз, то может и повториться. А это уже попытки встать на ступеньку выше в иерар-хической лестнице. Все это может привести к тому, что у Вашей собаки (благо дело не у всех собак) теряется доверие к Вам. Собака перестает относится к Вам как к лидеру, вожаку. В такие моменты она может зарычать на Вас, показать Вам свои зубы, забрать у Вас игрушку. Такого никогда не должно произойти!
Многие семьи счастливо живут со своими собаками и не имеют ни-каких проблем, пока последним не исполнится 12-18 месяцев. У собаки в генах есть «гормоны агрессии» и она достигнув возраста 1-1,5 лет может попытаться занять позиции лидера. Поэтому очень важно, чтобы до этого момента (до 12-18 месяцев) у собаки выработалось правильное отношение к Вам и членам Вашей семьи.
Все выше сказанное подчеркивает, что фазы коррекции и отвлечения должны быть обязательно проведены, и проведены не в щенячьем, а в подростковом возрасте собаки. Тогда Вы навсегда остане-тесь для своей собаки лидером!
Очень часто владельцы неумышленно совершают вещи, подталкивающие их питомцев к проявлению черт доминирования. Вот несколько примеров, которые отображают, что представляет из себя доминирующее поведение собаки:
1) собака спит в постели с владельцем;
2) рычит около пищи или игрушек;
3) проявляет явные признаки агрессии (и даже показывает зубы), если Вы хотите забрать игрушку;
4) собака первая старается пройти через двери и спуститься по лестнице;
5) собака требует к себе внимания в тот момент, когда Вы заняты чем-то или просто отдыхаете;
6) собака не пускает к Вам домой Ваших друзей.
Чтобы Ваша собака никогда не стала хозяином в доме, Вы должны с самого раннего возраста (с того момента, как только этот очаровательный малыш поселился у Вас в доме) управлять каждым аспектом его жизни, каждым ее шагом. Помните, что воспитание собаки начинается дома. Первое, что нужно сделать, - объяснить собаке «правила проживания» в Вашем доме: показать где ей разрешено спать, есть, играть.
Когда люди приносят домой маленького 8-недельного щенка, они очень часто устраивают ему место в своей спальне, чтобы щенку было не так грустно и одиноко. Это в корне не верно! Это уже первый шаг к тому, что со временем Ваша собака может оспаривать у Вас позиции лидера и вожака. Я никогда не позволяю собаке спать в спальне до тех пор, пока не буду уверен на все 100 %, что собака знает кто хозяин в доме – и я никогда не пускаю собаку в свою постель.
У щенка должно быть достаточно игрушек, чтобы в Ваше отсутствие он был занят ими, а не Вашей обувью или мебелью. Но по мере взросления щенка никогда не позволяйте ему стать собственником игрушек. Все игрушки – это Ваши игрушки и Вы позволяете щенку играть со своей игрушкой. Любой член Вашей семьи (даже ребенок) может забрать у него игрушку. И он должен отреагировать на это без малейших признаков агрессии. Если щенок рычит, когда Вы хотите забрать у него игрушку, возьмите его за загривок и хорошенько встряхните (так щенка наказывает мать), отругайте его строгим голосом, покажите ему, что хозяин положения Вы и только Вы. Вам решать с какой игрушкой ему играть, когда играть и сколько. Если же щенок все равно не отдает Вам игрушку, советую Вам поступить следующим образом.
1. Игнорируйте ситуацию и борьбу. Когда щенок бросит игрушку (а это случится довольно быстро, ведь ему станет скучно играть самому), заберите ее, спрячьте и прекратите игру совсем.
2. Попробуйте обменять игрушку на лакомство. Будьте внимательны. Собака сама должна выпустить игрушку из пасти. Как только Вы добьетесь своего, не забудьте похвалить ее.
Лучше не играть со щенком в игры с «буксиром», с «перетяжкой». Такие игры подталкивают собаку стать собственником всех игрушек, т. е. дают предпосылки возникновению проблем доминирования. Но в то же время игры с перетяжкой – это неотъемлемая часть защиты, которые применяются в курсе дрессировки по защите и охране для отработки захвата. Эта статья не посвящена курсу защиты, поэтому вдаваться в тонкости мы с Вами не будем.